МВД России начало разработку проекта поправок в КоАП РФ в части установления, продления и приостановления сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядка обжалования соответствующих решений.
Законопроект разрабатывается во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г. и в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 г. № 14-П, которым положения ст. 31.7 и 31.9 КоАП РФ, не позволяющие освобождать из специальных учреждений лиц без гражданства при невозможности их административного выдворения за пределы Российской Федерации, признаны не соответствующими Конституции РФ.
Федеральному законодателю было предписано внести в КоАП РФ изменения, которые обеспечат разумный судебный контроль за сроками содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению. При этом законодатель вправе предусмотреть в КоАП РФ обязанность судей устанавливать конкретные сроки применения данной меры обеспечения (по аналогии с действующим миграционным законодательством), а также закрепить особый миграционный статус апатрида, освобожденного из спецучреждения, который позволит осуществлять контроль за ним до истечения срока давности исполнения постановления об административном выдворении.
Согласно паспорту проекта, в нем будет учитываться правовая позиция ЕСПЧ, согласно которой содержание в специальном учреждении в целях административного выдворения должно соответствовать требованиям ст. 5 Европейской конвенции: ограничительная мера должна быть обоснованной и пропорциональной, судом должен быть в обязательном порядке установлен четкий мотивированный срок ее применения с учетом реальной возможности административного выдворения или депортации, должна предоставляться возможность обжалования законности соответствующего судебного постановления.
По мнению адвоката АП г. Москвы Анны Минушкиной, предлагаемый законопроект очень важен с точки зрения соблюдения основных прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о принудительном административном выдворении. По ее словам, отсутствие судебного контроля за исполнением данного вида административного наказания приводило к ситуациям, когда такие лица длительное время содержались в специальных учреждениях, ожидая своего выдворения.
«Считаю, что законопроект должен содержать указание на конкретный момент, по наступлении которого иностранное лицо, лицо без гражданства или уполномоченный орган (судебный пристав-исполнитель) имеет право подать обращение в суд, однако ограничить его конкретным сроком», – прокомментировала эксперт.
Она также отметила, что в документе необходимо указать перечень обстоятельств, по наступлении которых можно ставить вопрос о правомерности содержания лица в специальном учреждении, поскольку не всегда только отсутствие гражданства и, соответственно, невозможность оформления свидетельства о возращении иностранца на родину являются причинами длительного нахождения правонарушителя в специальном учреждении. «Таким обстоятельством, например, может быть затягивание процесса оформления документов принимающей стороной», – добавила Анна Минушкина.