Как сообщил 19 сентября Европейский Суд по правам человека, коллегия судей Большой Палаты рассмотрела жалобу российских властей на постановление по делу «Тагаева и другие против России», касающемуся обстоятельств захвата вооруженными террористами 1 сентября 2004 г. заложников в школе № 1 г. Беслана, и пришла к выводу, что необходимости в его пересмотре нет. Таким образом, вынесенное решение вступило в силу окончательно.
Напомним, решение по делу вынесено ЕСПЧ в апреле этого года. Суд указал российским властям, что те не предприняли должных мер по защите граждан во время теракта в Беслане и тем самым нарушили ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также присудил 409 российским гражданам, пострадавшим от теракта, выплаты в размере от 3 тысяч до 50 тысяч евро – в общей сложности около 3 миллионов евро.
Сразу же после его вынесения Минюст России сообщил, что оно будет обжаловано, поскольку «ряд очевидных доказательств остался без внимания». Ходатайство о пересмотре дела было подано в июле, в его основу были положены выявленные российскими властями противоречия в практике ЕСПЧ, сформированной по схожим делам в отношении других стран Совета Европы, и расхождения с прецедентной практикой Суда. Подчеркивалось, что это может рассматриваться как применение в отношении России двойных стандартов при оценке Европейским Судом эффективности планирования и контроля спасательной операции, а также необходимости применения силы сотрудниками отрядов специального назначения в ходе проведения контртеррористической операции и освобождения заложников.
После появления информации об отказе в передаче дела в Большую Палату на сайте Минюста России появилось сообщение, в котором ведомство выразило сожаление по поводу того, что доводы российской стороны не были восприняты судьями: «Минюст России полагает, что обстоятельства этой страшной трагедии нуждались в более тщательном и взвешенном рассмотрении. Это особенно важно в свете возросшей террористической угрозы и на волне террористических атак, захлестнувшей ряд европейских стран, в том числе Великобританию, Германию и Францию».
Как указывает министерство, дело «Тагаева и другие против России» является первым делом, которое касается разрешения представителями государства кризиса в ходе крупномасштабного захвата заложников с применением оружия на поражение при проведении контртеррористической операции и уничтожении террористов. «Учитывая исключительную сложность и деликатность затронутых вопросов, такие дела, безусловно, должны передаваться на рассмотрение Большой Палаты ЕСПЧ», – настаивает Минюст России.
Ведомство также высказало позицию, согласно которой оставленное в силе постановление «открывает возможности для недобросовестных лиц, предлагающих свои услуги пострадавшим от террористических актов в странах Европы, манипулировать чувствами людей, а также создаст проблемы для предотвращения террористических актов правоохранительными органами».